Техобслуживание электрокаров: все, что вы хотели знать, но не могли найти

Техобслуживание электрокаров: все, что вы хотели знать, но не могли найти

Насколько отличается техническое обслуживание электромобилей от техобслуживания авто на ДВС – вопрос, который волнует желающих купить эко-транспорт, но сомневающихся в выборе. Спешим успокоить: все намного проще. И дешевле!

Цивилизованный мир массово пересаживается на электрокары, и Украина всеми силами старается не отставать. А в 2017-м году даже завоевала вполне солидное 5-е место в международном рейтинге развития политики "зеленого" транспорта. И это на фоне того, что еще в 2015-м в Украине было зарегистрировано всего 400 электромобилей. Кстати, уже в следующем, 2016-м их было в 4 раза больше. 

Причин стремительно растущей популярности эко-транспорта множество, но одна из них вполне понятна для бережливых украинцев: экономия средств на регулярном (периодическом) ТО. Чем отличается плановое техобслуживание электро-авто - рассказываем далее.

Вы собираетесь купить электромобиль: чего ждать в плане сервиса?

Самые популярные модели электротранспорта в Украине - Nissan Leaf (85% продаж, первое место в ТОП), BMW i3 (одна из немногих официально продающихся), Tesla Model S (как правило, попадает в Украину из стран Европы), Ford Focus Electric и Fiat 500e.

Рейтинг по итогам 2018 года может отличаться, так как еще в апреле стартовали официальные продажи Renault ZOE, способного проехать на одном заряде до 300 км, и предзаказы на Tesla Model 3, которая впервые была презентована в Украине - своего рода реверанс в сторону активного развития электромобильного "движения" в нашей стране.

Востребованность перечисленных моделей сыграла свою роль в формировании сервисной инфраструктуры и специализации ее персонала. Как часто бывает с любой новой и хорошо "раскрученной" техникой, растущий спрос пока опережает темпы развития соответствующей инфраструктуры на периферии - сети зарядных хабов и СТО, хотя в крупных областных центрах ситуация весьма оптимистичная. Куда хуже обстоят дела с информационной поддержкой покупателей.

Для многих особенности ТО электро-автомобилей остаются "за семью печатями", хотя пользователи б/ушных эко-машин легко поясняют гигантскую экономию средств на их обслуживании довольно просто - "там нечему ломаться". Несмотря на то, что большинство электрокаров "построены" на той же платформе, что и авто на ДВС, в них намного меньше движущихся деталей, соответственно - отпадает необходимость в их диагностике, а также в частой замене расходников или пополнении смазки. 

И все-же, независимо от типа силовой установки, электрокар остается в основе своей автомобилем, с тем же составом узлов, компонентов и систем. Поэтому рекомендуется отвозить его на периодическое ТО не реже, чем после 15 тыс. километров пробега. И ни в коем случае не доверять ремонт или обслуживание "серым" сервисам, а также мастерам без специальной подготовки и снаряжения. Причина проста: неаккуратность при работе на разных участках машины чревата ударом электротока высокого напряжения (от 200 до 400 Вольт).

Электрокар и авто с ДВС: отличия сервисов

Электромобиль не нуждается в частой замене смазки. К примеру, в Nissan Leaf достаточно проверять масло редуктора раз в 30-50 тыс. км, а пополнять или менять - и того реже (по мере расходования и в зависимости от режима вождения). Не придется менять также фильтры масла, свечи, ремни, ролики, здесь отсутствует коробка передач "со всеми вытекающими".

Торможение производится двигателем, при этом осуществляется зарядка. Тормозные колодки и диски рассчитаны на такие нагрузки, поэтому они намного более выносливые (в 4 раза), чем у авто с ДВС.

Обслуживанию в электрокарах подвергается, в основном, ходовая часть, причем, если вы не попадаете в ДТП, ямы, ездите в нормальном режиме - оно не потребует сколько-нибудь значительных вложений и времени. От "обычных" авто досталась в наследство необходимость менять антифриз, хладагент и тормозную жидкость.

Самым проблемным элементом электрокара является аккумуляторная батарея, средний срок эксплуатации которой составляет 8 лет. При надлежащем сервисе его можно продлить до 10 лет. На срок службы батареи влияет качество использования и зарядки (некоторые модели не рекомендуется заряжать на суперчарджере), а также температурный режим (при частых резких перепадах температур срок "жизни" АКБ сокращается до 5-6 лет).

Батарея состоит из собранных в модули ячеек, которые естественным образом постепенно теряют способность полноценно заряжаться, снижают емкость и могут поочередно выходить из строя. Процесс выхода из строя довольно непредсказуемый, поэтому сроки гарантийного и пост-гарантийного ТО желательно не пропускать. Для выявления отработанных ячеек и модулей проводится диагностика АКБ с использованием специальных тестовых приборов и программного обеспечения. После выявления неработоспособные компоненты заменяются.

Для более требовательных водителей современные СТО, выполняющие техобслуживание электро-автомобилей, могут предложить также модернизацию аккумулятора, диагностику электроники и электропроводных линий, ремонт сервисных компонентов, которые работают неудовлетворительно или выдают ошибку на бортовой компьютер. К примеру, выполняют замену "шумящего" вентилятора подачи воздуха в салон.

Основная сложность планового обслуживания электрических авто заключается в том, что некоторые узлы питаются от цепи высокого напряжения, а не от источника "12В". Это компрессор кондиционера, устройства отопления и пр.

Стандартный сервис электромобиля

Перечень регулярных работ включает обязательную диагностику и обслуживание:

  • ходовой части;
  • тормозной системы;
  • АКБ и BMS;
  • инвертора;
  • преобразователя DC/DC;
  • зарядного устройства;
  • компрессора кондиционера;
  • высоковольтных кабелей;
  • мотор-генератора;
  • отопителя.

Также может выполняться замена редукторного масла и фильтров системы кондиционирования - в зависимости от этапа регламентного или пост-гарантийного обслуживания.

Что следует помнить владельцам каров на «электротяге»?

Прежде всего - надо тщательно подойти к вопросу выбора СТО, где будет осуществляться обслуживание.  Основные качества такой станции:

  • сотрудники обладают соответствующей подготовкой и знаниями;
  • мастера допущены к эксплуатации высоковольтного оборудования и знакомы с техникой безопасности;
  • работы проводятся в защите от поражения током;
  • станция оборудована специальными диагностическими устройствами для проверки электропривода;
  • СТО может обслуживать тяговую АКБ.

С учетом того, что комплектация электромашин не менее сложна, чем у авто, оснащенных дизельными и бензиновыми двигателями, пренебрегать регулярным гарантийным ТО не следует.

Полноценное техобслуживание большинства моделей электрокаров до сих пор можно получить лишь на официальных точках, рекомендованных дилерами и производителями. Причина не столько в отсутствии специальной подготовки мастеров "серых" сервисов, сколько в наличии у дилеров полной информации о специфике систем электромоделей, программного обеспечения для диагностики и специнструментов.

Радует то, что большинство основных проблем с электрокарами уже давно можно решить, не покидая территорию Украины. А это еще один "жирный плюс" в пользу покупки эко-транспорта, поскольку позволяет экономить еще больше финансов и времени.

К примеру, некоторые владельцы дизелей после покупки электро отмечают, что расходы снижаются в десятки раз. Из них зарядка составляет около 400-500 грн в месяц, а на обслуживание тратится всего лишь 1-2 тыс. грн в год.