Принцип работы стояночного тормоза и его устройство  | Тормозные колодки

Принцип работы стояночного тормоза и его устройство | Тормозные колодки

Какой бы ни была марка и модель машины, раритетной или супер-технологичной, ее важнейшей деталью остается стояночный тормоз.

Этот компонент отвечает за безопасность транспортного средства и водителя, обеспечивая надежную стояночную фиксацию транспортного средства в сложных погодных условиях и на уклонах трассы. А также гарантирует эффективность экстренного торможения, "подстраховывая" основную систему.

Наша статья коротко ознакомит начинающих автомобилистов с принципом работы и устройством стояночного тормоза, а опытным напомнит условия эксплуатации и обслуживания, что несомненно поможет при очередном ТО.

Устройство стояночного тормоза

Классификация стояночных тормозов подразумевает деление по типу и подвидам привода, способу включения.

Основные конструктивные отличия средств управления:

  • механика;
  • гидравлика;
  • электромеханика (ЕРВ).

Из-за относительной простоты и надежности, механический аппарат является самым популярным. Принцип действия: водитель тянет на себя ручку, создавая натяжение тросиков, которые блокируют колеса. Отсюда, собственно, и пошло старое название "ручник".

Позже, с прогрессом в автомобилестроении начали реализовывать другой вариант системы - педальный. Он применяется в моделях с автокоробкой передач. Сама педаль устройства при этом заняла место педали сцепления.

Что касается приводного средства, благодаря которому происходит передача усилий на тормозные поверхности - он бывает 5-и видов:

  • барабанного типа;
  • кулачкового типа;
  • винтового типа;
  • центральный;
  • электрический.

Работа первого вида предусматривает воздействие специального рычага на колодки при натяжении тросового привода. Они, в свою очередь, прижимаются к барабану, за счет чего происходит торможение и остановка машины.

Центральный отвечает за блокировку карданного вала, а не колес.

блок схема стояночного тормоза

При использовании электроприводного устройства, его дисковый аппарат управляется электродвигателем.

Принцип работы винтового заключается в управлении поршнем при помощи вкрученного винта. Который, в свою очередь, вращается с помощью рычага, а тот соединяется с тросиком.

Кулачковый конструктивно похож на винтовой. Тут работу поршня обеспечивает толкатель с приводом от кулачка. Который соединен с тросовым приводом посредством рычажной передачи.

Теперь вспомним типичную конструкцию ручника. По сути, в ней можно выделить 2 главных блока:

  • устройство активации;
  • тросовая система.

В качестве устройства управления применяются упомянутые выше рычаги или педали. Тросики служат для передачи усилий на основную стояночную тормозную систему, которая отвечает за подтормаживание и остановку. Количество их может быть от 1 до 3-х, причем, второй вариант является самым распространенным. В ней задние два управляют тормозными механизмами, а передний соединен с рычажным.

Соединение тросов с другими компонентами осуществляется с помощью наконечников. Для регуляции их длины служат специальные гайки регулировки на тросовых концах.

Еще один важный элемент - возвратная пружина. Она возвращает механизм в первоначальное положение. Локализация - передний трос, уравнитель или сам механизм.

Тормозные колодки: принцип выбора и контроля

Дисковые задние тормоза современных машин, произведенных после 2009 года, комплектуются колодками стояночного тормоза. Дисковые колодки - та самая деталь, от которой зависит эффективность, надежность и безопасность торможения, фиксации техники на месте. Важно следить за их износом, а при появлении его признаков срочно обратиться в автомастерскую для диагностики или замены.

Признаки некорректной работы дисковых расходников:

  • авто продолжает движение после активации ручника;
  • ручник плохо поддается усилиям;
  • тормоз включается слишком легко.

Принцип удачного выбора дисковых колодок – следует руководствоваться рекомендациями производителя техники. Стоит уделить максимальное внимание их изучению, поскольку выбор на современном рынке велик, как и количество параметров, от которых зависит качество, эффективность, долговечность расходника.

Основные критерии выбора дисковых колодок:

  • рабочая температура (200-300°C для обычных авто);
  • коэффициент трения (0,3-0,5 и выше);
  • материал (полуметаллические для спокойного вождения);
  • производитель (сертифицированная продукция).