Почему не стоит бояться нового транспортного налога?

Почему не стоит бояться нового транспортного налога?

Вероятно, за всю новейшую историю Украины не было более одиозного и обсуждаемого депутатского проекта, касающегося транспортной сферы, чем "комплект" законопроектов под номерами 8487 и 8488, более известного, как "закон Южаниной".

При этом, изначально в них был заложены вполне позитивные стремления: снижение акциза, отмена запрета на растаможку авто, не соответствующих экостандарту Евро-5, а также ужесточение контроля за перемещением и эксплуатацией транспортных средств, попавших к нам из других стран (так называемых "евроблях"). Но уже в октябре автовладельцы, следящие за перипетиями продвижения законопроектов Верховной Раде, с возмущением заговорили о новых неожиданных поправках.

Как оказалось, нардепы решили ввести новый транспортный сбор, аналогичный "налогу на роскошь". В настоящее время такой налог действует применительно ко всем элитным авто, стоимостью от 1 млн 396 тыс. грн и в сумме составляет 25 тыс. грн. Если поправки будут приняты - его придется платить владельцам любого транспорта, старше 5 лет. Причем, размер оплаты будет варьировать, в зависимости от 4-х факторов: возраста машины, экостандарта, объема двигателя и его типа.

Чем "грозит" кошелькам автомобилистов новый транспортный налог?

Начальная ставка налога планируется в размере 200 грн для бензиновых, и 300 грн для дизельных авто. К ней добавляются расчеты с использованием коэффициентов, пропорциональных возрасту ТС и объему агрегата. Что в итоге приводит к совершенно запредельным суммам (по мнению владельцев старых ТС). К примеру, объем налога на 15-летнюю модель с 2-х литровым дизельным двигателем составит свыше 35 тыс. грн. А ретро-модели, к примеру, 24-я "Волга", обойдутся в лишние 80 тыс. грн.

Как рассчитать сумму нового налога?

Схема расчета следующая. Основная ставка для агрегата определенного типа умножается на коэффициенты мотора, возраста и экологического класса.

Коэффициент мотора рассчитывается, как "кубатура (в см3) / 1000".

Коэффициент возраста рассчитывается, как "возраст машины - 5 лет".

Коэффициент эко-класса привязан к экостандарту модели: для Евро-2 = 4, Евро-3 = 3, Евро-4 = 2, Евро-5 = 1,5, Евро-6 = 1.
Можно легко убедиться, что разрыв в объемах годового налога между, скажем, 6-летним Renault Megane 1,5dCi (675 грн) и 1,5-л. ВАЗ-2107 90-го года (27 600 грн) колоссальная.

Критика и последствия

Эксперты жестко раскритиковали законодательную инициативу, и не зря. Вот их аргументы:

  • старыми авто владеют не только коллекционеры дорогих ретро-моделей, готовые выложить огромные деньги за редкость, но чаще всего - люди с невысокими доходами;
  • привязка размера налога к литражу нелогична, ведь существуют дорогие авто с небольшим объемом и дешевые - с большим;
  • старые автомобили сегодня часто покупаются не только из-за дешевизны, но и как "рабочие лошадки", а также для достижения тех целей, с которыми не справляются многие новые модели.

Каковы перспективы?

Уже в первых числах октября в "закон Южаниной" было внесено около 90 разных поправок. Также известно, что новый транспортный сбор не планируют распространять на авто с иностранной регистрацией, а для "гибридов" коэффициенты будут снижены.

С учетом роста возмущения в обществе и обоснованной критики в депутатской среде, не исключено, что поправки к законопроекту отклонят или модифицируют, сделав более ориентированными на требования и запросы автомобилистов.

Иначе нетрудно предугадать, что к многочисленным акциям протеста "евробляхеров" прибавятся выступления владельцев старых автомобилей, для которых новый налог станет непосильной ношей.