Начало 2018 года ознаменовалось публикацией в СМИ шокирующей статистики трагедий на дорогах страны. Центральное руководство Нацполиции сообщило: ежедневно в ДТП гибнет около восьми и травмируется свыше 90 человек.

Как Украина возвращает контроль над дорогами

Начало 2018 года ознаменовалось публикацией в СМИ шокирующей статистики трагедий на дорогах страны. Центральное руководство Нацполиции сообщило: ежедневно в ДТП гибнет около восьми и травмируется свыше 90 человек.

Кто виноват? 

В 2017 году количество ДТП достигло пика, если считать с 2014 года - 162526 случаев. В 27220 авариях были пострадавшие. В результате погибло 3432 человека. Травмы разной степени тяжести получили 34677 участников ДТП, что также можно считать "антирекордом" со значительным отрывом, т.к. в 2016 году травмировалось 33613 человека (почти на 3,2% меньше), а в 2015-м - только 31600 (почти на 10% меньше). Неутешительные показатели и по другим водительским правонарушениям.

 
Несоблюдение маневровых правил привело к 584 тысячам ДТП, в которых погибло 199 человек. Из-за превышения безопасной скорости погибло 658 человек. Среди наиболее частых нарушений называются также несоблюдение допустимого расстояния, нарушение правил пересечения перекрестков, выезд на встречную полосу, невыполнение требований регулировочных сигналов - весь букет! А самым печальным является то, что за 2017 год количество водителей, управляющих авто в нетрезвом состоянии выросло на четверть, по сравнению с прошлым годом, и достигло 114 тысяч случаев! Вследствие чего "пьяное вождение" только в 2017 году стало причиной 115 смертей на дорогах.
 
Впрочем, нет смысла возлагать всю вину за трагические ДТП исключительно на водителей. Неразвитая инфраструктура в плачевном состоянии и устаревшие нормы, регламентирующие дорожное строительство, тоже сыграли негативную роль.
 
Анализ причин ДТП показывает, что превышение скорости водителями приводит к смерти в 39% случаев. В то же время необустроенные пешеходные переходы, отсутствие освещения, разметки и так далее не менее опасны - такие недостатки грозят смертельной ДТП в 38% случаев.
 
В свою очередь, министерство инфраструктуры сообщило, что гибель наших сограждан на дорогах тянет за собой расходы в размере до 2 процентов ВВП ежегодно, что эквивалентно 4,5 млрд. дол. США.

Что делать?

Выход из ситуации еще в середине прошлого года предложил Кабмин в форме комплексной масштабной Стратегии повышения уровня безопасности на дорогах, а также ряда других преобразований и новаций, которые затрагивают инфраструктуру, методы и средства контроля движения, систему взысканий и наказаний за правонарушения.
 
Основные проблемы, которые должна решить Стратегия - нормализация скоростного режима на дорогах в рамках безопасных показателей, повышение безопасности пешеходов и велосипедистов, решение проблем регуляции дорожного движения, внедрение новых, европейских стандартов обустройства пешеходных переходов, стоянок частного транспорта и остановок общественного, реорганизация и обновление средств "пассивной безопасности" - качественной разметки, дорожных знаков, освещения и так далее.
 
Часть этих преобразований связана с изменениями, которые продолжают вноситься в устаревшие строительные нормы (ДБН), касающиеся дорожной инфраструктуры. И хотя работа движется, но общий объем ее столь велик, что работа над ДБН продлится еще на год - предстоит пересмотреть и обновить 25% всех 109-и норм, сообщили в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

По оценкам аналитиков, до 2020 года Стратегия должна постепенно уменьшить количество смертей и травм вследствие ДТП на 30%.

В качестве примеров и образцов госчиновники использовали опыт внедрения аналогичных комплексных решений в других развитых странах ЕС и всего мира. А саму Стратегию помогали разрабатывать эксперты консультативной миссии Евросоюза.

Что изменилось?

Стратегия повышения безопасности на дорогах была одобрена Верховной Радой и многие ее положения уже начали исполняться.
 
В частности:

  1. Внесены изменения в ДБН (дорожно-строительные нормы), требующие сужения автомобильных полос в населенных пунктах, согласно европейских норм. Считается, что уменьшение ширины полосы движения почти на метр будет мотивировать водителей внимательнее следить за происходящим на дороге и придерживаться скоростного режима.
  2. Снижена разрешенная скорость в пределах населенных пунктов - до 50 км/ч.
  3. Обустройство велосипедных дорожек и линий движения станет теперь обязательным условием реконструкции старых дорог и строительства новых. Причем, в ряде случаев дорожка должна предусматривать возможность велосипедного движения в обоих направлениях. Велодорожки и велополосы будут создаваться по новым стандартам.
  4. На нерегулируемых переходах с 2-мя и более полосами движения появятся "островки безопасности" для пешеходов и велосипедистов. А сами переходы в обязательном порядке оснастят всем необходимым – качественной разметкой, освещением, знаками, ограждениями и другими средствами, повышающими уровень защиты пешеходов.
  5. С пешеходных зон уберут рекламу и дорожные знаки – они теперь запрещены в таких местах, так как мешают обзору.
  6. Изменились парковочные правила и принципы контроля их исполнения. В штатах местных муниципалитетов будет введена новая должность – инспектор паркования, облаченный полномочиями взымать безналичную плату за пользование парковочным местом, а также фиксировать нарушения правил остановки, стоянки и парковки, составлять соответствующие протоколы и выписывать штрафы.
  7. Будут запрещены временные стоянки на тротуарах вдоль проездных частей магистралей непрерывного движения и внутри жилых кварталов.
  8. В центральных и исторических частях городов будут разрешены только подземные гаражи и стоянки. Необходимость их постройки должна предусматриваться при планировании застройки.
  9. Остановки общественного транспорта получат дополнительную защиту пассажиров. Их оснастят надежными ограждениями перильного типа.

 
В Министерстве инфраструктуры сообщают, что на повышение безопасности дорог в 2018 году направлено 1,6 млрд. грн, в 2019 планируют еще большие расходы - 2,5 млрд, а в 2020-м - 3,4 млрд.
 
Средства выделяет Европейский инвестиционный банк, государственное финансово-кредитное учреждение Евросоюза. Из них 40% пойдет на обустройство пешеходных переходов, островков безопасности, на ликвидацию мест концентрации ДТП и внедрение автоматической фото-видеофиксации нарушений.

Ремонты дорог – в приоритете

Все вышеперечисленные преобразования проходят на фоне грандиозного обновления и капитальных ремонтов автомобильных трасс, результаты которых уже можно видеть по всей Украине. Сообщается, что развитие дорожной инфраструктуры остается приоритетным вопросом бюджетного финансирования.
 
Так, в госбюджете этого года на дорожно-ремонтные работы было заложено 44 млрд. грн, к которым были добавлены финансы международных учреждений. Что в итоге составило 47 млрд. грн – рекордная сумма за весь период Независимости.
 
В 2019 году на реконструкцию транспортных путей Кабмин обещает выделить 56 млрд. грн. В частности, на дороги местного значения - 17 млрд. грн.

Согласно оценкам экспертов, капитальные ремонты всех дорог, соединяющих населенные пункты, "потянут" на 2 триллиона гривен.

Также планируется строительство новых трасс, в том числе - платных, на условиях концессии.

Как будут наказывать недобросовестных водителей

Особенно "интригующими" оказались изменения, касающиеся ответственности за нарушение ПДД. Согласно нового закона, принятого в первом чтении, существенно увеличены размеры штрафов, в частности - за самые распространенные правонарушения. В том числе – за нарушение скоростного режима и вождение в нетрезвом состоянии.
 
Например, за превышение скорости свыше 50 км/час или "побег" с места ДТП грозит штраф в 3400 грн (до этого за превышение скорости штрафовали на 510 грн). За побег, к тому же, могут лишить права управления авто на 6 месяцев. Если за рулем "поймают" лицо без права управления - его оштрафуют на целых 10200 грн. Повторное управление ТС лицом, лишенным такого права, повлечет штраф в размере 40800 грн.
 
Если же водитель совершил ДТП в состоянии алкогольного или другого опьянения, особенно если есть пострадавшие, которым были нанесены телесные повреждения - ему грозит лишение свободы на срок от 3 до 12 лет, в зависимости от тяжести травм, а также лишение водительских прав на срок от 3 до 10 лет.
 
Не менее суровы новые взыскания за нарушения правил остановки, стоянки и парковки. Муниципальные инспекторы будут штрафовать на суммы от 255 грн (в самых "безопасных" случаях, если не создается угроза или препятствие движению) до 1700 грн (парковка на местах для людей с ограниченными возможностями).
 
Авто нарушителей будут эвакуироваться. Тариф зависит от тоннажа: за эвакуацию авто до 2-х тонн "возьмут" 720 грн, а за его сохранение - 144 грн в сутки.
 
Но не только водители будут отвечать перед законом. В качестве гарантии добросовестности инспекторов парковки вводятся требования, ограничивающие их полномочия. Например, запрещена оплата "наличкой" - только безналичная оплата парковочного сбора через терминал, банковский счет или мобильное приложение. Если инспектор потребует оплатить ему "на руки" – его оштрафуют на 850 грн.

Возвращение «старой доброй» фото-видеофиксации

Ценность всех этих позитивных изменений была бы существенно ниже, если бы правительство не предусмотрело действенные способы для контроля автомобильного движения и выполнения новых правил.
 
Буквально на днях стало известно, что на дороги Украины возвращаются средства автоматической фото- и видеофиксации нарушений. Над выбором долго думать не пришлось, ведь в запасе МВД сохранились американские лазерные радары TruCAM, закупленные еще в 2009 году. Их практичность, точность и отличные характеристики были оценены по достоинству не только в Украине – многие развитые страны мира используют Трукамы для контроля ситуации на дорогах. Среди них – Германия, Австрия, Великобритания, Франция, Пакистан.
 
Уже сейчас Трукамы поступают на обеспечение патрульной полиции. Кроме динамической съемки "с руки", они будут использоваться для автоматической фиксации нарушений. Для этого их будут стационарно размещать на опасных участках трасс, где вероятность ДТП выше всего. А еще их планируют применять для контроля парковок и стоянок транспорта.
 
Результаты наблюдений будут направляться по защищенному каналу связи в аналитический центр Нацполиции, где будут обрабатываться данные и проводиться идентификация нарушителей. Там же будут составляться административные постановления, которые затем направляются по почте лицам, которые отвечают за эксплуатацию ТС.

Владельцы транспортных средств получат возможность зарегистрировать в общей электронной системе свой кабинет, где смогут получать извещения об админпостановлениях, или перенаправлять их на свою электронную почту.

В ближайшие 3 года планируется установка средств фото-видеофиксации по всей Украине в количестве почти 4000 экземпляров. Закупка Трукамов будет производиться средствами местных и центрального бюджетов. Для этого в законодательство введут изменения, которые позволят направлять половину поступлений от административных штрафов на приобретение и обслуживание технических комплексов.