Дизельный двигатель зимой — сплошные проблемы или это просто байки?

Дизельный двигатель зимой — сплошные проблемы или это просто байки?

Среди отечественных автомобилистов дизельные автомобили часто подвергаются критике из-за особенностей "холодного" пуска при пониженных температурах. Далее разберемся, так ли проблематичен дизельный двигатель зимой, а заодно предоставим ТОП-8 рекомендаций от экспертов, как сделать эксплуатацию дизельного двигателя зимой столь же удобной, как и летом.

Как ведёт себя дизельный мотор зимой?

Часто причиной сомнений в эффективности дизельного двигателя зимой является чувствительность дизтоплива, профильных технических жидкостей и смазок к низкой температуре воздуха. Как только она падает до нуля, моторное масло начинает терять вязкость, топливо - густеть и хуже испаряться.

Свечи накаливания еще более требовательны к температурному режиму. Даже если одна свеча подаёт признаки неисправности, вполне возможно, что дизель не заведется. Особенно при температуре ниже +5. Добавим, что аккумуляторная батарея зимой разряжается быстрее, а неоднократные попытки завести холодный дизель еще больше способствуют этому.

Неправильно подобранный антифриз – еще одна причина сложностей. Каждая разновидность охладителя обладает своим порогом замерзания, в зависимости от состава и содержания воды. Какая-то марка не мерзнет при -70 градусах, а для летнего варианта понижение до 0 может оказаться критическим.

Значит ли это, что зимой дизельный двигатель сложнее в эксплуатации, чем бензиновый? Ни в коем случае. То, как ведёт себя автомобиль в холодную пору, целиком зависит от ответственности владельца и его знания подготовительных процедур.

Как подготовить дизельный двигатель к зиме

Сразу же отметим, что все перечисленные процедуры следует проводить в сроки, рекомендованные производителем авто.

  1. Проверьте компрессию. Поддержание необходимого давления - залог эффективного возгорания воздушно-топливной смеси. С этой точки зрения дизельные авто требуют особого внимания к поршневым кольцам и гильзам цилиндров. Их износ приводит к падению компрессии в цилиндрах, и как следствие - к затрудненному запуску. В частном порядке диагностику можно выполнить специальным прибором – компрессометром.
  2. Замените масло в двигателе на зимнее. Замена масла - одна из обязательных сезонных процедур. Для наших широт вполне подойдет всесезонный вариант. Главное условие - масло должно быть синтетическим, а его индекс вязкости должен соответствовать температуре "за бортом".
  3. Поменяйте фильтры грубой и тонкой очистки. С понижением температуры топливо и масло густеют, фильтры начинают активнее забиваться. Также рекомендуется каждую 1000 км проверять отстойник и топливный бак, устраняя скопление влаги.
  4. Проверьте топливные форсунки. Нестабильная работа мотора на холостом ходу,  сложности с запуском, рост потребления топлива - все это признаки засоренных или неисправных форсунок. Тот же диагноз, если при смене режима вождения авто теряет мощность, чувствуются рывки и потеря динамики. Распознать некачественную работу форсунок профессиональный автомастер может на слух по глухому, звенящему звуку. Обычно для восстановления работоспособности достаточно прочистить форсунки. Но после пробега в 100 и больше тысяч километров нередко возникает необходимость в капитальном ремонте или замене этих элементов.
  5. Проверьте работу топливного насоса. ТНВД - довольно уязвимый компонент дизельного авто, требующий оперативного ремонта в случае неисправности или износа. Характерный признак неисправности – мотор нормально заводится в холодном режиме, но отказывается запускаться после прогрева. Изменение цвета выхлопа также говорит о том, что ТНВД пора проверить.
  6. Полностью зарядите АКБ. Сопротивление охлажденных свечей существенно повышается, поэтому используйте только аккумулятор для дизельных авто требуемой мощности. Перед наступлением холодов обязательно протестируйте АКБ. Если батарея старше 3-х лет - замените ее на новую. В ходе подготовки также может выполняться: доливка воды (при потере электролита), очистка клемм и защита их от дальнейшего окисления с помощью спецмасла. 
  7. Проверьте свечи накала. Учтите, что индикация на приборной панели не всегда точно отражает состояние всех свечей и их готовность к работе. Зимой неисправность одной свечи может полностью вывести машину из рабочего состояния. Проверка свечей накала может осуществляться разными способами: с помощью уже знакомого вам мультиметра, аккумулятором или "на искру". Если свечи отработали 5 и больше лет - самое время их заменить.
  8. Замените антифриз. Старение антифриза неизбежно, при этом его антикоррозийные и стабилизирующие свойства падают, ухудшается теплообмен. При покупке новой жидкости для зимы обязательно проверяйте ее состав, а главное - температуру кристаллизации.

Что делать, если дизель зимой не заводится?

Вы выполнили все подготовительные процедуры, а дизель зимой все равно не заводится. Беспокоиться не стоит, если свечи накаливания у вас в порядке.

 Последовательность действий:

  1. Включите зажигание, дождитесь, когда реле щелкнет, сигнализируя об отключении свечей и выключите зажигание.
  2. Спустя 20 сек. опять включите зажигание, дождитесь щелчка и отключите.
  3. Повторите процедуру через 30 сек.

Как только индикатор свечей погаснет - запускайте мотор. Не спешите отключать стартер при первых вспышках, не забывайте выжимать сцепление и не отпускайте его после запуска до момента, когда двигатель начнет работать стабильно. После этого стоит дать небольшую нагрузку и в спокойном режиме проехать некоторое расстояние.

Одним из наиболее щадящих и надежных способов вернуть мотор в рабочее состояние является прогрев при помощи специального устройства – автономного предпускового подогревателя.

Главное - не забывайте следовать рекомендациям производителя вашего автомобиля, а также перечисленным в этой статье советам по подготовке к холодному времени года. Выполняя все условия вовремя и в полном объеме, вы легко убедитесь, что дизель в зимних условиях столь же комфортен, надежен и экономичен, как и бензиновое авто.