В «море масел» для автоматических трансмиссий (АКПП, ATF), которые поступают на наш рынок, порой путаются даже опытные автомобилисты. Что уж говорить о любителях, которым порой трудно разобраться во всех этих аббревиатурах и номенклатурах. Мы составили короткий гид по видам масел, расскажем об их применении, а также ознакомим с рекомендациями экспертов, касательно регламентов замены и ремонта АКПП.

Замена масла АКПП | Виды, регламент и количество замены

В «море масел» для автоматических трансмиссий (АКПП, ATF), которые поступают на наш рынок, порой путаются даже опытные автомобилисты. Что уж говорить о любителях, которым порой трудно разобраться во всех этих аббревиатурах и номенклатурах. Мы составили короткий гид по видам масел, расскажем об их применении, а также ознакомим с рекомендациями экспертов, касательно регламентов замены и ремонта АКПП.

С чего начать?

Для начала вспомним, что в большинстве импортных иномарок установлены «неродные» коробки передач. Производством собственных АКПП «грешат», пожалуй, только корейцы. Объясняется это сложностью конструкции современных трансмиссий, наличием большого количества электроники и деталей, которые выгоднее закупать в комплекте у авторитетного производителя.

Таких есть несколько, однако наиболее уважение у производителей авто и автовладельцев вызывают немецкая марка ZF (сокращение от «Zahnrad Fabrik» – «завод шестерен»), а также японская Aisin, в которую вложен капитал прославленной Тойоты. Это крупнейшие мировые производители АКПП и комплектующих для автомобилей разных типов и моделей.

aisin и zf

Чем же они заслужили признание? Да хотя бы тем, что некоторые 4-х ступенчатые АКПП от ZF и Aisin обладают настолько большим запасом надежности, что на протяжении всего периода эксплуатации требуют лишь частичной смены смазки. А имеет ли значение, какое масло используется? Конечно! Об этом, и о том, как нужно его менять, чтобы сохранить коробку передач в оптимальном состоянии, пойдет речь ниже.

Замена масла АКПП: как сделать правильный выбор?

Так исторически сложилось, что европейским производителям смазочных материалов для АКПП приходится ориентироваться на две крупнейшие корпорации – «General Motors» (GM) и «Ford». Именно они диктуют стандарты, именно их одобрения ждут производители и пользователи перед запуском новой линейки.

Первая из них известна рядом спецификаций, разработанных в разные годы, начиная с 1949-го, в названиях которых встречаются аббревиатуры ATF (А, TASA) и Dexron.

Компания Форд долгое время не имела своей спецификации и продвигала универсальный стандарт. С 1959 года был запущен корпоративный «фордовский» стандарт М2С33, а через некоторое время ему на смену пришла номенклатура Mercon.

dexron и marcon

Западные автомобилисты до сих пор используют продукцию из старых поколений. Правда, в основном для механических коробок передач.

Спецификации упомянутых корпораций отличаются отношением к фрикционным качествам жидкостей. Если Дж.Моторз выдвигает повышенные требования к плавности переключения передач, то Форд – к скорости переключения.

Что касается основных критериев, которые используются в спецификациях – они типичны и известны большинству автомобилистов: показатели вязкости, температуры вспышки и воспламенения, вспениваемость и износ, испытание медной пластины, защита от ржавления.

Для большинства современных АКПП рекомендуется продукция, характеристики которой соответствуют взаимозаменяемым, совместимым спецификациям Dexron II, III и Mercon. Продукты более современных спецификаций (тот же Dexron III) используются для долива и замены в агрегатах, ранее работавших на жидкостях, отвечающих стандартам Dexron II, иногда – ATF-A. При этом, обратная замена недопустима.

Какое масло заливать?

Найти жидкость, соответствующую вашей АКПП нетрудно – большинство производителей авто и трансмиссий широко распространяют информацию, в том числе в Интернете. Однако стоит уделить повышенное внимание подбору аналогов. Тут вас могут ждать сюрпризы. Главное – чтобы эти аналоги соответствовали общепринятым стандартам.

Некоторые сложности вызывает подбор и замена смазывающей жидкости в современных высокотехнологичных 6-ступенчатых АКПП, компьютеризированных и «напичканных» электроникой, «привыкших» работать при экстремальных температурах. В случае обслуживания таких АКПП лучше довериться мнению профессиональных мастеров.

Когда менять?

Каждому типу АКПП присущ свой регламент смены и замера уровня жидкости. Однако подавляющее большинство автомобилистов на практике руководствуются универсальным признаком: потерей прозрачности и чистоты. Для этого может использоваться элементарный тест на белом куске ткани.

Что касается уровня – есть два способа проверить его:

  1. Щупом (применительно к АКПП с низким уровнем потребления расходника). Замеряется во время работы двигателя и насоса в стандартном режиме. Независимо от температуры жидкости, ее уровень должен находиться между отметками.
  2. Сливной пробкой. Открывается контрольное отверстие, через которое должно вылиться некоторое количество материала. АКПП должна быть прогрета до определенной температуры, а селектор передач находиться в определенном положении – эти показатели диктует производитель аппарата. Если расходник не выливается – следует восполнить его недостачу.

замер количества жидкости щупом

Есть и другие правила:

  1. Если жидкость остается прозрачной (хоть и потемнела), а АКПП работает исправно, не стоит спешить со сменой расходников. Хотя здесь также могут быть нюансы, которые оговаривает производитель.
  2. Мутная, непрозрачная или содержащая подозрительные взвеси смазка? Стоит задуматься хотя бы о частичной замене. В идеале – о полной, с демонтажем и очисткой поддона.
  3. В случае, если при обследовании поддона обнаружена стружка или другие твердые частицы больше 1 мм – пора не только менять расходники, но делать капремонт, иначе люфт и вибрация будут быстро разрушать трансмиссию, даже если не наблюдаются явные отклонения в ее работе.
  4. При наличии в коробке масляного фильтра грубой очистки, содержащего сетку из металла, обратите внимание на чистоту смазки после замены и поездки длиной 10-30 км. Если она мутнеет – лучшим решением будет поменять жидкость и установить на магистраль охлаждения наружный магнитный фильтр тонкой очистки. Если он уже установлен – поменять его. Поскольку причина порчи, в данном случае, в сильной изношенности колец и прокладок автомата.
  5. Запахи горелого, наличие твердых взвесей (стружки, крошек, металлических или пластиковых частиц) могут быть признаками серьезных проблем с АКПП. Здесь поможет только капитальный ремонт с переборкой, заменой смазочного материала, фильтра, прокладок, сальников, втулок, подшипников и т.д. – в зависимости от результатов диагностики. В некоторых случаях требуется смена фрикционов и тормозной ленты, и даже стальных дисков и поршней.

Есть автовладельцы, которые особенно скрупулезно относятся к своему авто и защите АКПП. В каких случаях они меняют расходники (кроме перечисленных выше)?

  1. При повышенных нагрузках на АКПП в жару, в пробках, при перевозке прицепа, после частых пробуксовок по глубокому снегу или бездорожью.
  2. Если водитель часто требует от автомобиля агрессивного разгона на предельных крутящих моментах.
  3. Если изменение цвета и прозрачности смазки, появление посторонних частиц было обнаружено между регламентными периодами проверки и замены.
  4. Благодаря предусмотрительности – если планируется дальняя поездка с большими нагрузками на АКПП.

Когда придется ремонтировать АКПП?

Стандартный комплект обслуживания АКПП включает смену масла и фильтра. Как правило, о регламенте и периодичности можно узнать на сайте производителя авто и в технической документации к нему. Но всегда ли этого достаточно?

Случается так, что после смены масло «стареет» и темнеет в очень короткий срок, а коробка демонстрирует признаки «усталости». В таком случае потребуется немедленная профессиональная диагностика и уход, включающий переборку коробки и замену расходников.

Какие расходники могут меняться? Типичные проблемы, возникающие при эксплутации трансмиссий, побудили большинство производителей деталей для них выпускать не только отдельных элементы для замены, но и целые наборы – «киты», в которые входит ряд деталей для решения целого комплекса проблем.

Самые востребованные комплекты, которые можно найти на нашем рынке, могут включать (в зависимости от комплектации и задач):

  • прокладки;
  • сальники;
  • фрикционы;
  • кольца;
  • фильтры;
  • шайбы;
  • втулки;
  • соленоиды;
  • подшипники и т.д.

схема акпп

Виды замены масла

Различают 3 вида замены масла в АКПП:

  1. Частичную.
  2. Частичную двойную.
  3. Полную.

В первом случае теплое масло сливается естественным путем, чаще без демонтажа поддона. После этого заливается новый материал до максимального уровня. Как правило, при этом сливается около 4 литров. При такой замене часть загрязненного масла остается внутри гидротрансформатора и полостей агрегата. Если агрегат машины выносливый, и в процессе слива замечено, что начало течь прозрачное масло без большого содержания взвесей – процесс слива можно остановить в целях экономии.

Если даже после слива половины масла продолжает течь мутная, серая жидкость с большим количеством взвесей и грязи, следует сделать частичную двойную замену. При этом после первой замены масло восполняется, автомобиль «прогоняют» на дистанции от 10 до 15 километров и снова делают частичную замену. Делается это для того, чтобы «поднять» слой загрязненного масла в процессе работы авто и вымыть взвеси из полостей и гидротрансформатора. Таким образом можно добиться чистоты масла, аналогичной той, которая бывает после пробега длиной в 5-15 км.

При полной замене сливается весь объем старого масла, демонтируется и очищается поддон, заменяется фильтр. На 100% замену масла обычно уходит около 10-12 литров.

Так сколько же масла заливать? Ответ даст Калькулятор ТО!

Мы же рекомендуем четвертый вид смены расходных материалов – с помощью нашего онлайн-сервиса заказа и доставки запчастей Калькулятор ТО. Это надежный способ оперативно рассчитать, сколько вам потребуется масла и какой фильтр подойдет вашей АКПП.

Конечно, вам все равно потребуется заехать на СТО, чтобы мастера выполнили все необходимые процедуры. Но зато вы сможете сэкономить значительную сумму, получить заказ без оплаты за доставку, подобрать именно те комплектующие и вид масла, которые соответствуют регламенту, состоянию автомобиля и вашим финансовым ожиданиям.