Какие тормозные колодки выбрать. Какие колодки будут лучше для вашего авто. Разберем какие характеристики влияют на качество колодки и какие колодки можно считать хорошими

Какие тормозные колодки лучше | Характеристики и принцип работы

Нет смысла лишний раз акцентировать на важности выбора качественных колодок для тормозной системы автомобиля, а значит - безопасности водителя, пассажиров, транспортного средства. Однако стоит еще раз пройтись по особенностям этих деталей, чтобы подбор запчастей для очередного ТО был более выгодным, практичным.

Вам может быть интересен
рейтинг тормозных колодок

О чем стоит знать, выбирая тормозные колодки

Главная задача компонентов тормозной системы, на которые ложится вся нагрузка - обеспечение эффективного, мягкого, непродолжительного торможения без перегрузок для систем автомобиля. Механика процесса известна даже новичкам: при торможении происходит плотный контакт колодки с тормозным диском (барабаном) колеса автомобиля, приводя к замедлению вращения, а затем к остановке машины. Однако скорость, плавность, эффективность этого замедления зависят от многих факторов, которые стоит учитывать при выборе комплектующих.

структура тормозной колодки

Чтобы выяснить, какие особенности изделий играют ключевую роль для профессионального выбора, давайте коротко пройдемся по их устройству. Классическая схема детали проста: это металлическая основа, к которой крепится накладка. В качестве основы обычно используется стальная пластина. Накладка является той частью, которая определяет качество торможения. Она создается на базе так называемого фрикционного материала, обладающего высоким коэффициентом трения.

Фрикционный материал содержит армирующий компонент, отвечающий за прочность детали, стабильность ее качеств. Для армирования применяется стальное волокно, стружка меди, латуни, кевларовые нити, полимерные, органические волокна. Самыми лучшими по своим возможностям и практичности считаются накладки из керамики. Они же значительно увеличивают стоимость изделия.

Также состав фрикционного материала накладок включает наполнители, модификаторы, смолы, прочие компоненты. Как правило, производитель не разглашает точный состав фрикционного слоя, желая сохранить коммерческую тайну, чтобы не дать нажиться на своем добром имени производителям подделок.

Чтобы избежать перегрева компонентов тормозной системы, а также расходников (тормозной жидкости), в состав тормозной колодки вводят спецпрослойку, которая монтируется между фрикционной накладкой и металлической основой. Она выполняет роль теплового барьера между нагреваемой поверхностью и другими элементами системы, предотвращая закипание жидкости, обеспечивая лучший результат работы тормозов.

Стоит отметить, что немаловажным фактором при выборе лучших колодок является экологичность использованных при производстве материалов. В качестве иллюстрации приведем пример: совсем недавно для изготовления фрикционных накладок применялся асбест. Однако высокое качество торможения, стабильность характеристик асбестовой фрикционной накладки не могли преодолеть негатив использования крайне вредного для здоровья человека вещества, поэтому производители оригинальных, качественных расходников от использования асбеста вскоре отказались.

Как выбрать лучшие тормозные колодки

Теперь давайте ознакомимся с основными техническими характеристикам тормозных колодок, от которых зависит их надежность, эффективность, удобство для водителя, а значит – соответствие вашего выбора колодки ожиданиям.

Как мы упоминали, состав фрикционного материала напрямую влияет на такие важные качества, как коэффициент трения, стабильность реакции при разных температурных режимах. Диапазон показателей очень широк. Так, при производстве аналогов, которые обладают средним или низким качеством, используют материалы, обеспечивающие коэффициент трения 0,25-0,35. Оригинальные и лучшие изделия мирового рынка обладают намного более высоким коэффициентом - 0,35-0,50.

Что это означает на практике? Низкий коэффициент трения удлиняет тормозной путь, снижает уровень безопасности. Однако выбор высоких фрикционных параметров не всегда обеспечивает оптимальное качество торможения. Усиленное воздействие на такие тормоза может привести к блокированию колес, падению управляемости авто.

Кроме того, частое интенсивное торможение ведет к росту рабочих температур, как следствие - к снижению коэффициента трения. Для возвращения к лучшим условиям работы нужно дать тормозам остыть.

Следующий параметр, влияющий на эффективность колодок - термостойкость. Понятно, что при торможении детали прогреваются до сверхвысоких температур. Поэтому выбор изделия во многом зависит от привычного стиля вождения, торможения, превалирующих условий поездок, характера дорожного покрытия и так далее.

К примеру, для быстрых поездок в городских условиях обычно делают выбор в пользу изделий, показывающих лучшие результаты в рамках до 300-350 градусов Цельсия. Для них характерен быстрый прогрев. Для спортивных автомобилей используют продукцию с рабочим диапазоном до 800-900 градусов и медленным прогревом при рабочих показателях 100-200 градусов. Именно эта разница является аргументом против выбора "спортивных" тормозных поверхностей для обычных моделей авто: они просто не успевают прогреться в условиях "городского" торможения.

Еще один важный критерий выбора - склонность к износу. Любые расходники изнашиваются со временем, заменяясь по мере отработки ресурса. Как правило, производитель авто оговаривает общие сроки желательной диагностики, а также замены в регламенте гарантийных ТО для определенной марки. Опытный владелец машины сам может определить, когда пришло время заменить колодку по характерным шумам во время торможения.

При сильном износе тормоза становятся более слабыми или напротив, реагируют слишком резко. Износ определяется также наличием металлической пыли или даже стружки на дисках. О том, что пора провести замену тормозной колодки водителей предупреждают особые датчики износа - механические или электронные, которые монтируются в тормозной системе. Механический датчик поможет узнать о критическом износе по особому резкому скрипу. Электронный датчик передает сигнал к приборной панели, где специальный индикатор визуально оповестит о необходимости замены.

Эффективность колодки зависит даже от ее типа – барабанного или дискового. Известно, что дисковые обладают лучшей стабильностью, чем барабанные. Последний, но не менее важный фактор – уровень мастера, который устанавливает колодки. Не следует пренебрегать профессиональными услугами, это поможет продлить срок службы ключевого компонента тормозной системы, обеспечить максимальный комфорт в дороге и вашу безопасность.