Свечи зажигания: иридиевые, платиновые и никелевые. Как проверить и выбрать свечи. Чем они отличаются. Срок службы свечей зажигания. Все в нашем обзоре!

Чем отличаются свечи зажигания | Иридиевые или платиновые - capot.com.ua

"Свечи зажигания? Да какая разница, какую выбрать! Ставь - и поехали!" - приблизительно с такой фразы начинаются проблемы в дороге у тех водителей, которые не уделили время прочтению нашего блога о различиях между этими маленькими, но незаменимыми устройствами, отвечающими за воспламенение топливно-воздушной смеси.

Изначально стоит учесть: неправильный выбор свечей зажигания практически обнуляет возможности и ресурс даже самого "продвинутого" автомобиля последней марки. От корректного выбора свечей напрямую зависит стабильность работы ДВС, качественные показатели сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, температурный режим, мощность, экономность агрегата и, не в последнюю очередь - экологичность "выхлопа".

Итак, начнем с самого начала.

Чем отличаются свечи зажигания

Специалисты для удачного выбора свечи зажигания сначала руководствуются ее техническими и тепловыми параметрами, а уже потом - авторитетностью бренда. Поскольку практически все характеристики давно унифицированы и повторяются у подавляющего большинства производителей.

Существуют следующие разновидности этих устройств.

По конструкции:

  • двухэлектродные;
  • многоэлектродные;
  • форкамерные.

По материалу:

  • платиновые;
  • иридиевые;
  • медные (хром-никелевые).

По тепловым параметрам:

  • холодные;
  • горячие.

Рассмотрим подробнее. Типичные двухэлектродные изделия, как следует из названия, оснащены двумя электродными окончаниями. Один центральный (выступающий) и один боковой. Конструкция многоэлектродных включает, помимо центрального, множество боковых окончаний. Как это влияет на эффективность? Она прямо пропорциональна количеству точек образования искры. Чем их больше - тем надежнее устройство, и тем дольше оно прослужит. По цене многоточечные дороже 2-х точечных.

Форкамерные устройства - отдельный тип, который по своей конструкции напоминает сопло ракеты. В них происходит не точечное (как в обычных свечах), а объемное зажигание топливной смеси. Продукты сгорания с большой скоростью вырываются из такого "сопла", впрыскиваясь в цилиндры ДВС, что приводит к значительному увеличению скорости и полноты сжигания, повышению продуктивности агрегата и уменьшению токсичности выхлопа.

Что касается материала изготовления - тут все понятно: электродные окончания платиновых изделий производятся из платины, иридиевые, соответственно, содержат иридий, а классические вырабатываются из меди. По практичности и долговечности лидируют платиновые. Они предельно устойчивы к высоким температурам, коррозии, выгоранию. Платиновые также характеризуются самой высокой стоимостью из этих 3-х видов.

Для большей устойчивости обычных свечей медные электродные окончания покрывают редкоземельными металлами. Например, иттрием. Даже с условием дополнительного покрытия, их цена меньше, чем у свечей остальных 2-х групп. Как, впрочем, и продолжительность "жизни".

Иридиевые занимают промежуточную позицию по стоимости и эффективности. Для них характерны тонкие электроды, которые легко самоочищаются, обеспечивая тем самым продленный срок службы.

Сравнивая в ходе испытаний иридиевые с обычными (медными), было замечено, что состаривание медных проходило постепенно, но стабильно. Уже через 180 тестовых часов отмечен рост расхода топлива в 4%, а через 240 часов он достиг 9%. На этом этапе испытаний зондирование показало пропускание вспышек, которые невозможно было корректировать продолжительностью впрыска. Пропорционально и весьма ощутимо выросла также токсичность отработанных газов.

Иридиевые показали первые признаки "усталости" только после 300 тестовых часов. После окончания тестов, то есть, через 360 моточасов, прирост расхода топлива был всего лишь 3%. Также незначительно выросла токсичность по показателям углекислого газа - около 10-15%.

Теперь поговорим о тепловом параметре. Точнее - о так называемом "калильном числе". Здесь зависимость очень простая: чем выше калильное число - тем качественнее работает изделие при высокой температуре. Такие нагреваются меньше, поэтому их называют "холодными". У "горячих" свои преимущества: они демонстрируют отличную выносливость при небольших нагрузках на сравнительно коротких дистанциях поездки.

В последнее время производители значительно сократили разницу между "холодными" и "горячими" свечами. Причина – уменьшение различий в характеристиках двигателей большинства моделей и унификация потребительских стандартов для больших расстояний поездок.

Платиновые, иридиевые, классические - как выбрать свечи зажигания?

Практически все они - иридиевые, платиновые или иттриевые, имеют одинаковую конструкцию: корпус из керамики, металлическое основание с резьбой и электродные окончания (боковые и центральный), которые отвечают за производство искры. В таком виде устройства производятся еще со времен изобретения. Менялись за все время только диаметры искроподающих деталей и длина корпуса. Теперь о том, какими параметрами, помимо материала, стоит руководствоваться при выборе, и почему.

  1. Чем выгодны многоэлектродные расходники? В них центральный контакт окружен обычно 3-4-мя боковыми. Если один из них загрязняется или изнашивается, его функции берет на себя другой, исправный. Как следствие - срок службы увеличивается, оставляя качество и стабильность искры теми же.
    У многоэлектродных есть еще одно преимущество. Вследствие особенностей конструкции 1-электродных, при их использовании топливо медленнее и хуже сгорает. В многоэлектродных факел не закрывается искроподающей деталью. Значит - производительность и экологичность двигателя значительно увеличивается.
  2. Толщина электродов. Тесты показали, что более тонкие электродные окончания обеспечивают более мощную искру с более высокой температурой, как следствие - прирост продуктивности агрегата. К тому же, сильная искра способствует самоочищению электрода - она срывает нагар. Платиновые и иридиевые свечи зажигания обычно снабжаются самыми тонкими искровыми контактами.
  3. Частота замены. Если обобщать все плюсы и минусы свечей разного типа, их выносливость относительно километража распределяется таким образом: иттриевые (на медной основе) придется заменять приблизительно после каждых 25 тыс. км, иридиевые свечи зажигания - после 50 тыс. км, платиновые свечи зажигания - в среднем, после 100 тыс. км.

Конечно, на срок замены влияет регламент регулярных гарантийных ТО, который устанавливает производитель, интенсивность эксплуатации машины, дорожные условия, стиль вождения и так далее.

Больше всего на износ этих расходников влияет качество топлива. При использовании высококачественного бензина или дизеля, приведенные выше сроки замены можно увеличить, в некоторых случаях, даже в 2 раза.